Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

""

""

90 ЛЕТ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

90 ЛЕТ
ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
1934-2024

История, сотворенная руками энергетиков, путь от первой зажженной лампочки в далеком 1934 году до интенсивно развивающего производства, обеспечивающего качественное и надежное электроснабжение столицы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

30-е:
В 1934 году большим событием стал пуск первой электростанции.
«В центре вековой тайги – в новом городе Остяко-Вогульске Омской области - пущена электростанция. Впервые зажглась лампочка Ильича на улице и в звуковом кинотеатре. К окружному съезду Советов - 23 декабря - ток будет дан по всем учреждениям города» - такое сообщение передало Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) в декабре 34-го. Энергию вырабатывали два электродвигателя – «Скандия» и «Интернационал».
В 1937 году на пересечении улиц Комсомольской и Дзержинского разместилась новая электростанция.

40-е:

С начала войны многие работники электростанции ушли на фронт, но место мужчин заняли женщины и подростки. Благодаря им город получал энергию в нелегкие годы войны. Зимой энергию потребителям подавали по расписанию: два часа утром и три часа вечером. Весной и осенью электростанция перестраивала график работы.

В военные годы подростками на электростанцию пришли три ее будущих руководителя - Николай Семенович Гаврин, Анатолий Владиславович Вилькушевский и Михаил Григорьевич Понаморев. Все они свой трудовой путь начали учениками электромонтеров.

Война закончилась. Всех объединяла радость победы над фашистской Германией, ощущение новой счастливой жизни впереди. Это придавало сил, помогало справляться со всеми тяготами. План первой послевоенной пятилетки электростанция перевыполнила по всем показателям.

50-е:
Электростанция вырабатывала энергию с помощью «паровиков» – локомобиля ЛМ-5 мощностью 120 л. с. и двигателя СТЗ «Интер» в 30 л.с.

50-е годы - время непрекращающейся заготовки дров для локомобилей и постоянного ремонта последних. Именно тогда начала налаживаться система работы с абонентами, усилилось внимание к противопожарной безопасности.

8 июля 1958 года состоялся пуск нового локомобиля «Маваг». В этом же месяце для электростанции пришел дизель 6С-275. В качестве транспорта на электростанции все еще использовались лошади. 6 августа 1959 года в приказах появляется первое упоминание об автомобиле: от ремстройконторы принята на баланс поливомоечная машина ЗИС-164.

60-е:
На смену паровым машинам приходили дизеля. Необходимость в дровах исчезла.10 января 1962 года состоялся пуск в эксплуатацию дизеля 1-Д мощностью 2000 л.с. с генератором 800 кВт. 26 июля начался монтаж первого дизеля 11-Д-100, мощностью 1500 л.с.
2 июля 1966 года «с целью бесперебойного электроснабжения города и своевременной профилактики дизелей» началась реконструкция существующей подстанции, что позволило вводить в параллель оба дизеля с одним реле разности частот, в результате чего повышалась надежность работы двигателей.
22 декабря 1966 года впервые отмечали День энергетика. К этому празднику работники ГЭС на 102% перевыполнили план по выработке электроэнергии, остальные показатели также оказались высокими.

70-е:
В 70-е годы Ханты-Мансийская городская электростанция вступила на волне подъема, начавшегося в конце прошлого десятилетия. В течение осенне-зимнего периода 1969-1970 годов дизельные установки и все остальное оборудование работало по графику и без аварий. В эти месяцы энергоснабжение потребителей города было по-настоящему бесперебойным. Дизельный парк не переставал расширяться, обновлялись и строились новые линии электропередач.

80-е:
Прогресс неумолимо шел вперед, в Ханты-Мансийске появлялись новые предприятия, нагрузки увеличивались. В начале 80-х треть города ежедневно отключалась от электроэнергии. Телефон дежурного диспетчера раскалялся добела.
В 1982 году началось строительство ЛЭП-110 кВ. Энергетики готовятся к приходу в город напряжения 110 000 вольт. Идет строительство распределительного пункта.
В феврале 1984-го был остановлен последний дизель. Предприятие уже не производило электроэнергию, а получало ее от Нефтеюганских электросетей и передавало населению.

90-е:
В середине 90-х Ханты-Мансийск охватил строительный бум такого масштаба, о возможности которого и не предполагали. По всему городу вырастали новые здания, строились дороги.

К 1998 году электросети Ханты-Мансийска включали в себя две подстанции 110/10 кВ, четыре распределительных пункта 10 кВ, 198 трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, 143,62 километра воздушных линий 10 кВ, 182,95 километра воздушных линий 0,4 кВ, 42,6 километра кабельных линий 10 кВ и 35,8 кабельных линий 0,4 кВ.

2000-е:
Увеличивается протяженность кабельных и воздушных линий электропередачи.
Деятельность Ханты-Мансийских городских электрических сетей направлена на достижение целей по обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей, опережающему расширению инфраструктуры для своевременного технологического присоединения новых абонентов, повышению доступности электросетевой инфраструктуры, внедрению новых технологий. Вышеперечисленные задачи направлены на повышение уровня жизни горожан, инвестиционную привлекательность города и развитие предпринимательства.

Распределительные сети 10/0,4 кВ городских электрических сетей насчитывают 329 трансформаторных подстанций и 15 распределительных пунктов. Общая протяженность сетей воздушных и кабельных линий 10/0,4 кВ составляет порядка 1104 км. Электроснабжение объектов осуществляется от подстанций 110/10 кВ по радиально-перекрестной схеме, которая дает высокую надежность электроснабжения потребителей и удобство эксплуатации.

2024 год:
Сегодня Ханты-Мансийск славится не только самой современной и надежной системой электроснабжения города, но также красотой архитектурной подсветки, прогрессивными решениями уличного освещения, что создает неповторимый образ гостеприимной, нарядной, уютной столицы Югры, радующей своих жителей и гостей города.

Оперативно-диспетчерская служба ХМГЭС на постоянной основе использует в своей работе активный диспетчерский щит, который позволяет осуществлять контроль текущего состояния 432 электроустановок и порядка 1 846 км линий электропередач.
Кроме того, на сегодняшний день в автоматизированной системе контроля и учета за потреблением электрической энергии установлены и работают более 50 000 умных приборов учета, 50 базовых станций, более 60 устройств сбора и передачи данных. Ежегодно Ханты-Мансийск потребляет более 400 млн. кВт часов электроэнергии.

Городские электрические сети сегодня это одно из ключевых звеньев в инфраструктуре Ханты-Мансийска, обеспечивающее возможность стабильного функционирования всех учреждений, организаций и предприятий города, это новый уровень модернизации генерирующих мощностей, строительство современных подстанций, ввод строй надежного и экономичного оборудования.

5 декабря 2024 года – ГЭС Ханты-Мансийска – 90 лет!

История городских электрических сетей — это история большого коллектива. Разные поколения профессионалов, объединенных трудолюбием, умением принимать вызовы и справляться с ними обеспечивают развитие и мощь электросетевого комплекса Ханты-Мансийска. Благодаря профессионализму, нацеленности на высокий результат, внедрению современных технологий в производственный процесс, умению находить правильные пути решения поставленных задач городские электрические сети стали гарантом надежного и эффективного энергоснабжения столицы округа. Поэтому всем нам – уверенного движения вперед, безаварийной работы, постоянного технического и технологического совершенствования! Процветания, благополучия и здоровья!